Эссе

 

Эссе «Учить и учиться»

Каково предназначение учителя?

Всю жизнь учить, всю жизнь учиться… Точнее не скажешь. Честно признаться, я пришла в школу, чтобы учить. Но как же я ошибалась! Учиться, учиться и учиться! Только тогда сможешь учить.

Хороший учитель может научить и тому, чего он сам не умеет, потому что он знает, как это сделать. Потому что он учится сам – постоянно. Без этого – невозможно. Для меня словарь – настольная книга. Интернет – друг и помощник. Курсы – неоценимое благо. Читать, читать и читать. Я уже не говорю об общении с опытными учителями. Это кладезь мудрости и знаний.

А дети в начальной школе распахивают свои сердца навстречу учителю. Они готовы учиться. Им ещё не надоели скучные истины и заумные материи. Их глаза просят: «Расскажите что-нибудь интересное, мы это обдумаем и положим на нужную полочку».

Всё, что я познаю, мне уже не принадлежит. Я несу это детям. Смотрю ли фильм, читаю ли книгу, сижу ли на лекции, всю полученную информацию примеряю к детям. Сама научившись, я учу этому детей.

Многому учу мимоходом. Вот встретилось интересное слово. Я остановлюсь и вместе с детьми мы выясним, откуда произошло это слово, как оно образовано и что оно значит. А вот за окном летят снежинки. Не пожалею минуту и обращу внимание, какой они причудливой формы и откуда они вообще берутся.

Я понимаю, что поток знаний бесконечен и убеждаю в этом учеников, поэтому процесс обучения является обоюдным, как и потребность в знаниях.

Хочется рассказать притчу.

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.

— Что вы здесь видите? – спросил Учитель.

— Точку, – ответил один.

Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

— Приглядитесь внимательнее, — сказал Учитель.

— Здесь черная точка, – сказал другой ученик.

— Нет! – возразил третий ученик, — здесь маленькая черная точка. Так ведь?

Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия.

После долгой паузы все ученики ожидающе посмотрели на Учителя.

— Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…

И добавил, после долгой паузы:

— Значит, мне есть еще чему вас учить.

Фразу о том, что ребёнок "факел, который нужно зажечь", знают все. А как зажечь? Необходимое условие для этого - педагог сам должен гореть. И для меня огромное счастье, если мне удаётся хотя бы одно сердце.

«Урок окончен», говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь… Спасибо, что конца урокам нет.