Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (112.6 Kb) ] | 20.11.2015, 20:30 |
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 2 класс (индивидуальное обучение, VIII вид) Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013г. Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащемуся. При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения . Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: · Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», · Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г. Целью данной программы является: · привитие навыков учебной деятельности; · формирование общеречевых навыков; · развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия; · развитие устной речи. Основными задачами являются: · изучение букв; · выполнять звукобуквенный анализ и синтез; · чтение по букварю, используя иллюстрации для улучшения понимания читаемого.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество: · овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения; · развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач; · развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка. Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Общая характеристика учебного предмета Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Добукварный период составляет примерно один месяц первого семестра, в зависимости от уровня развития детей. Основные задачи добукварного периода: · подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения; · привить интерес к обучению; · выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
На уроках чтения и развития речи формируется у детей правильная артикуляция и дикция. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки. Для совершенствования произносительной стороны речи проводятся артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Задачи букварного периода: · формировать звукобуквенный анализ и синтез; · заложить основы овладения чтением. Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), и после них слоги со стечением согласных. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого. Для проведения занятий по по чтению и развитию речи во 2 классе используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов. Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на 2015-2016 учебный год во 2 классе. Рассчитана на 99 часов в год (33 рабочие надели; 3 часа в неделю). Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Форма реализации программы –индивидуальный урок. Урок продолжается 35 минут. Содержание и структура урока отвечает требованиям, предъявляемым к уроку и дидактическим принципам обучения в специальной коррекционной школе. Ведущая роль в обучении принадлежит учителю. В процессе обучения осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель в своей работе руководствуется программой и содержанием школьного учебника
Содержание учебного предмета Букварный период · Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. · Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). · Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением. · Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. · Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с. 2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р. · Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). · Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. · Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). 3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. · Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). · Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил). · Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). · Чтение предложений из двух-трех слов. · Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов. · Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. 4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. · Практическое различение при чтении гласных и согласных; · согласных звонких и глухих (в сильной позиции);твердых и мягких. · Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). · Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. · Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью. Устная речь · Участие в беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). · Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам Чем? Что? Куда? Где? Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. · Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. · Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо-плохо, близко-далеко и др.). · Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса Ценностные ориентиры содержания Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма – любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества – осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур
| |
Просмотров: 1191 | Загрузок: 28 | |
Всего комментариев: 0 | |