Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, VIII ВИД, 2 КЛАСС
[ Скачать с сервера (112.6 Kb) ] 20.11.2015, 20:30

Рабочая программа

по предмету «Чтение и развитие речи» 2 класс  (индивидуальное обучение, VIII вид)

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой, 2013г. Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащемуся. При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения .

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

· Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

· Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

Целью данной программы является:

· привитие навыков учебной деятельности;

·  формирование общеречевых навыков;

· развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;

· развитие устной речи.

Основными задачами являются:

·  изучение букв;

· выполнять звукобуквенный анализ и синтез;

· чтение по букварю, используя иллюстрации для улучшения понимания читаемого.

 

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по чтению и развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

· овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

· развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

· развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первого семестра, в зависимости от уровня развития детей.

Основные задачи добукварного периода:

· подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;

· привить интерес к обучению;

· выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

 

 

На уроках чтения и развития речи  формируется у детей правильная артикуляция и дикция.  Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.

Для совершенствования произносительной стороны речи проводятся артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.

Задачи букварного периода:

· формировать звукобуквенный анализ и синтез;

· заложить основы овладения чтением.

Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

Слияние звуков в слоги  и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), и после них слоги со стечением согласных.

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого.

Для проведения занятий по по чтению и развитию речи  во 2 классе используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по письму  и развитию речи  составлена на 2015-2016 учебный год во 2 классе.  Рассчитана на 99 часов в год  (33 рабочие надели; 3 часа  в неделю).

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Форма  реализации  программы –индивидуальный  урок.  Урок  продолжается  35  минут. Содержание  и  структура  урока  отвечает  требованиям,  предъявляемым  к  уроку  и  дидактическим  принципам  обучения  в  специальной  коррекционной  школе.

Ведущая  роль  в  обучении  принадлежит  учителю.  В  процессе  обучения  осуществляется  индивидуальный  и  дифференцированный  подход.  Учитель  в  своей  работе  руководствуется  программой  и  содержанием школьного  учебника

 

Содержание учебного предмета

Букварный период

·  Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

·         Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

·         Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

·         Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

·         Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.

·         Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

·         Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

·         Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).  Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из

одного закрытого слога (сом).

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

·         Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

·         Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).

·         Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

·         Чтение предложений из двух-трех слов.

·         Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов.

·         Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

·         Практическое различение при чтении гласных и согласных;

·         согласных звонких и глухих (в сильной позиции);твердых и мягких.

·         Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра,

кни, пле).

·         Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

·         Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Устная речь

·         Участие в беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга).

·         Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам Чем? Что? Куда? Где? Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу.

·          Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

·          Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо-плохо, близко-далеко и др.). 

·         Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса

Ценностные ориентиры содержания

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма – любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества – осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Буренко
Просмотров: 1153 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: