Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Открытое мероприятие
[ Скачать с сервера (32.5 Kb) ] 17.04.2014, 22:14

КВН "Ларец с баснями"

Внеклассное мероприятие, посвящённое юбилею И.А. Крылова  (245 лет со дня рождения)

Цели урока:

  • закрепить и пополнить знания детей о жизни И.А. Крылова, о его творчестве;
  • развивать творческую и познавательную активность учащихся;
  • воспитывать интерес к литературе, к слову.

Оборудование: рисунок “ларец”, иллюстрации к басням Крылова; слайды – иллюстрации к басням, памятники Крылову в Санкт-Петербурге, Москве, Твери; запись мелодии “Мы начинаем КВН…”; карточки с буквами для двух команд: “а”, “б”, “в”, “г” – тестовое задание; карточки с отрывками из басен; карточки с названиями басен и моралью, реквизит к инсценированию басен “Демьянова уха” и “Лисица и Волк”; грамоты.

Подготовительная работа: формирование команд, поисковая работа по подбору дополнительного материала о жизни И.А.Крылова, подготовка девизов, подготовка домашнего задания – инсценировка басен (теневой театр), чтение и разучивание басен.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

В последнее время всё чаще  начали говорить о проблеме детского чтения. В век информационных технологий школьники всё меньше стали читать не только художественную, но и учебную литературу. Чтение стало деловым, то есть чтением  по необходимости, отчасти вытеснено другими формами досуга. Поэт Александр Блок сказал: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Ребята, а как вы думаете читать книги это хорошо или плохо?

СЛАЙД № 2

Давайте с вами вспомним пословицы о книге.

Слайд №3

 Какие литературные жанры вы знаете? - Посмотрите на выставку книг? Я предлагаю вам поиграть в КВН.  Как вы считаете, какова тема нашего КВНа?

Слайд №4

II. Разминка

- А что же такое басня? (ответы детей)
Ученик.1 В толковом словаре Ожегова даются следующие определения:
Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.
Ученик 2
Из словаря В. Даля:
Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: «Полно басни сказывать, берись за дело». 

- А откуда же к нам пришли басни?
Из истории…
Первым, кто стал использовать приём иносказания, был Эзоп.
Иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - 
Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью. Поэтому, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он высмеивает неприглядные поступки конкретных людей.
До сих пор, иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать эзопов язык.
Многие басни Эзопа стали известны российским читателям благодаря переводам И.А. Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь. Слайд №5

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И.А. Крылова, его басни?
Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки. Басни И.А. Крылова как никогда актуальны. Они необходимы нам. Чтобы посмотрев на себя как бы со стороны, нам захотелось избавиться от своих недостатков.

Ребятам 4 класса нравится творчество И.А.Крылова. Они решили больше узнать о жизни автора.

  1. Где родился И.А. Крылов?
  2. В каком году вышла первая книга басен Крылова?
  3. Кем был отец Крылова?
  4. Кто научил грамоте Ванюшу Крылова?
  5. Сколько лет было мальчику, когда умер его отец?
  6. Назовите первое место работы Крылова?
  7. Что связывает Крылова с 1812 года с Петербургской Публичной библиотекой?
  8. Кто прославился стихотворными баснями в России?
  9. Где был открыт первый памятник Крылову?
  10. Какое наследство от отца получил Крылов?

И этими сведениями они сей час с нами и поделятся. Выступление с дополнительным материалом учащихся:

Ученик 3  “Детство”.

Родился Ваня Крылов 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье бравого армейского офицера. После отставки семья Крыловых поселилась в г. Тверь. Их семья жила очень бедно, Ваня не имел возможности обучаться, но учился из милости в семье богатого помещика, вместе с его сыновьями. Когда Ване было 9 лет, семья осталась без отца, без кормильца, и мальчику пришлось работать переписчиком. А его мама убиралась в богатых домах. В 1782 г. их семья переехала в Петербург. Именно там и началась литературная деятельность Крылова.

Слайд №6

Ученик 4  “Сундучок с книгами”.

Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – это сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг. Сыну же давал их посмотреть лишь иногда. И первые уроки грамоты Ваня получил от отца – тот показал, как складывать буквы, и Ванюша сам выучился читать. Особенно ему нравились басни древнего баснописца Эзопа. Но первыми произведениями Крылова были не басни, а пьесы. И даже когда он начал выступать со своими пьесами, то в качестве оплаты брал не деньги, а книги. Всю жизнь он занимался самообразованием, а помогали ему в этом книги.

Слайд №7

Ученик 5  “Удивительный библиотекарь”.

В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров.

В библиотеке же располагалась его квартира. Сейчас там музей – его кабинет, диванчик, на котором он любил отдыхать, сохранились его рабочие записи. Люди помнят и чтят память о великом библиотекаре.

СЛАЙД № 8

Ученик 6“Память”

О Крылове нам напоминают библиотеки, носящие его имя, во многих городах России. А в городах, где он жил и работал, установлены памятники. Наиболее известные: памятник в Твери, где прошли его детские годы; памятник в Москве, на Патриарших прудах, в окружении героев его басен; в Санкт-Петербурге в Летнем саду, на берегу Невы, где он часто прогуливался. Память об Иване Андреевиче Крылове живёт в сердцах русского народа. Его басни читают и будут с удовольствием читать ещё многие поколения.

Звучит музыка “Мы начинаем КВН…”

1. Сообщение темы, целей и формы занятия.

КВН задуман снова,
Вспомним басни мы Крылова.
Разобрать, понять их суть
Предстоит. Ну что же, в путь!

Для игры в КВН необходимо создать 2 команды.

Узнай басню по иллюстрации.

Открывают этот конкурс юные художники, они участвуют в конкурсах рисунков и представят свои работы командам; команды должны догадаться, к какой басне иллюстрация Слайды №9-№16

1.“Мартышка и очки”, 2“Лебедь, Щука и Рак”  3. «Квартет”,4.“Лягушка и вол”,
5.“Зеркало и обезьяна”,6.“Свинья под дубом 7.“Кукушка и Петух”,8“Волк и Ягнёнок”.

2. Представление команд.

Наверное, самой известной басней Крылова является «Ворона и Лисица», поэтому я предлагаю назвать  наши команды так:

Слайд №17

1. “Вороны”

Девиз: “Наша команда зовётся “Вороны”!
Будем мы крепко держать оборону.
Басни Крылова стыдно не знать –
Сможем достойный ответ мы вам дать!”

2. “Лисицы”

Девиз: “Мы, лисицы, хоть не птицы,
Но нам есть чем гордиться.
В баснях Крылова мы часто встречаемся,
В нашей игре победить постараемся!”

3. Представление жюри.

В каждой игре, как ни крути,
Должно быть строгое жюри.
Сегодня команды оценят, друзья, – 
Дети, библиотекарь, учителя.

Состав жюри: самый читающий ученик 3,4кл. (по данным библиотеки), учитель, библиотекарь, воспитатель.

Слайд №18

III. Конкурсная программа.

1. Узнай, из какой басни отрывок.

Дети вытягивают любой текст и читают противоположной команде. Тренировка техники чтения.

“Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдёт на лад”. “Щука и Кот”
“Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться” “Ларчик”
“Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!” “Чиж и Голубь”
“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука”. “Лебедь, Щука и Рак”

2. Конкурс капитанов.

Звучит музыка “Капитаны, капитаны…”

Соотнести мораль с названием басни – на карточках, на доске.

“А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь!” “Квартет”
“Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же попляши!” “Стрекоза и Муравей”
“Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать себя никто в сатире”. “Зеркало и Обезьяна”
“Чем кумушек считать, трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” “Зеркало и Обезьяна” 
“Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на слона!” “Слон и Моська”
“Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк”. “Мартышка и очки”

3. Работа в группах.

Работа ведётся, пока капитаны выполняют задание.

Посовещавшись, поднять букву, под которой дан правильный ответ.

  1. Куда Лебедь из басни “Лебедь, Щука и Рак” пытался увезти воз с поклажей?

а) в воду; б) в облака; в) на птичий двор; г) в другую страну.

  1. Какой недуг, развившийся у Мартышки к старости, вынудил её искать себе людские вспомогательные средства?

а) маразм; б) тугоухость; в) радикулит; г) слабое зрение.

  1. Каким кушаньем Демьян потчевал своего гостя?

а) манной кашей; б) борщом; в) ухой; г) рыбными котлетами.

  1. Какой дух способен остановить бегущую Лисицу?

а) лесной; б) морской; в) рыбный; г) сырный.

  1. Какой басни нет у Крылова?

а) “Ворона и Лисица”; б) “Добрая Лисица”;
в) “Злая Лисица”; г) “Лисица и виноград”.

  1. В чём провинился Ягнёнок, унесённый Волком в наказание в тёмный лес на расправу?

а) Ягнёнок съел годовой запас Волка.
б) Ягнёнок забодал Волка и его сородичей.
в) Ягнёнок хотел сшить себе шубу из шкуры Волка.
г) Просто Волку хотелось есть.

  1. Каким образом Свинья пыталась погубить вековой дуб?

а) толкала ствол головой; б) подрывала корни;
в) пилила ствол пилой; г) вылила на корни яд.

  1. Как звали кота из басни “Кот и Повар”, который, несмотря на нравоучения Повара, уплёл всё жаркое?
    А) Барсик; б) Мурзик; в) Васька; г) Рыжик.

4. Крылатые крыловские слова.

СЛАЙД № 19

Многие слова из басен И.Крылова стали крылатыми, т.е. употребляются в жизни применительно к похожим ситуациям. Попробуйте объяснить значение выражений:

“А Васька слушает, да ест…”
“А воз и ныне там”.
“А ларчик просто открывался”.
“Страшнее кошки зверя нет”.

Ученик зачитывает объяснения – те, которые дети не смогли объяснить, из фразеологического словаря.

5. Творческое  задание.

СЛАЙДЫ № 21, 22

Команды представляют инсценировку басен (теневой театр) “Демьянова уха”, “Лисица и Волк”.

8. И знать хотим мы больше…

Сегодня вы услышите ещё одну басню, которой нет в учебнике. Сюжет этой басни И.А. Крылов взял из басни французского баснописца Жана де Лафонте́на “Обезьяна и кошка”.

ДВА МАЛЬЧИКА (3 ученика)

"Сенюша, знаешь ли, покамест, как баранов. 
Опять нас не погнали в класс, 
Пойдем-ка да нарвем в саду себе каштанов!" 
"Нет, Федя, те каштаны не про нас! 
Хоть, кажется, они и недалеко, 
Ты знаешь ведь, как дерево высоко: 
Тебе, ни мне туда не влезть, 
И нам каштанов тех не есть!" 
"И, милой, да на что ж догадка! 
Где силой взять нельзя, там надобна ухватка. 
Я все придумал: погоди! 
На ближний сук меня лишь подсади. 
А там мы сами умудримся – 
И досыта каштанов наедимся". 
Вот к дереву друзья со всех несутся ног, 
Тут Сеня помогать товарищу принялся, 
Пыхтел, весь потом обливался 
И Феде, наконец, вскарабкаться помог. 
Взобрался Федя на приволье: 
Как мышке в закроме, вверху ему раздолье! 
Каштанов там не только всех не съесть, – 
Не перечесть! 
Найдется чем и поживиться, 
И с другом поделиться. 
Что ж! Сене от того прибыток вышел мал: 
Он, бедный, на низу облизывал лишь губки; 
Федюша сам вверху каштаны убирал, 
А другу с дерева бросал одни скорлупки. 
Видал Федюш на свете я, 
Которым их друзья 
Вскарабкаться наверх усердно помогали, 
А после уж от них – скорлупки не видали!

Мораль: друзья нужны только для достижения цели.

IV. Подведение итогов.

Предоставляется слово жюри. Награждение команд.

СЛАЙД № 13

Заключительное слово учителя.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

Список басен, которые необходимо прочитать к занятию.

“Добрая Лисица”, “Лисица и виноград”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Мартышка и очки”, “Слон и Моська”, “Зеркало и Обезьяна”, “Стрекоза и Муравей”, “Чиж и Голубь”, “Квартет”, “Ларчик”, “Мартышка и очки”, “Кукушка и Петух”, “Лягушка и вол”, “Волк и Ягнёнок”, “Зеркало и обезьяна”, “Свинья под дубом”, “Волк и Журавль”, “Щука и Кот”, “Петух и жемчужное зерно”

Категория: Мои файлы | Добавил: Буренко
Просмотров: 548 | Загрузок: 28 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: