РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Технология» в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Технология» для 1 класса разработана:
· в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
· на основе авторской программы Е. А. Лутцевой «Технология», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования .
Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.
Цель: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
В связи с этим, задачами курса являются:
- Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
- Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.
- Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
- Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями.
- Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Общая характеристика предмета «Технология»
Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, – продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.
В программе курса предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (ниток, сутажа, веревки), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.
В программу курса вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности.
Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному ( образовательному ) плану всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч , из них в первом классе 33 ч ( 1 ч в неделю , 33 учебные недели ) .
Ценностные и межпредметные ориентиры курса «Технология»
Математика – моделирование ( преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.) , выполнение расчетов вычислений , построение форм с учетом основ геометрии ; работа с геометрическими фигурами, телами , именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера , природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности ( описание конструкции изделия , материалов и способов их обработки , сообщение о ходе действий и построении плана деятельности , построение логических связанных высказываний в рассуждениях , обоснованиях , формулировании выводов ).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа , реализуемого в изделии.
.
Содержание курса
Содержательная линия
|
Учебный материал
|
Кол -во часов
|
Требования ФГОС
Планируемые результаты
|
Универсальные учебные деятельности
|
Предметные
|
Знать
|
Уметь
|
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта.
|
Человек – творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды.
Ремёсла. Мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности.
Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.
Соблюдение при работе безопасных приёмов труда.
Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство.
Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.)
Машины и механизмы – помощники человека.
Проблемы экологии.
Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевой гармонии)
Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым.
Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т.п.).
Животные в доме (уход за животными).
|
11
|
Познавательные
1.
поиск необходимой информации;
произвольное построение речевого высказывания;
2.
анализ;
синтез;
классификация объектов.
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической речью.
Личностные
Самоопределение
Смыслообразование
Нравственно-этическая ориентация
|
сравнивать, делать простейшие обобщения;
|
смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение
|
человека в окружающем ребенка мире;
творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
деятельности утилитарного и эстетического характера;
профессиях, о силах природы, их пользе и опасности для человека;
человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
|
самостоятельно
выполнять композицию иллюстрации, выделять и узнавать главное
свои наблюдения и переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в поделках смысловые связи между предметами
|
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
|
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.
Подготовка материалов к работе.
Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для достижения различных декоративно-художественных эффектов.
Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений.
Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций.
Подбор материалов и инструментов. Разметка (на глаз, по шаблону, копированием).
Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное).
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.)
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема.
Линии чертежа.
Разметка с опорой на доступные графические изображения.
|
15
|
Познавательные
- Общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации;
моделирование
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
- Логические:
анализ;синтез;
сравнение, классификация объектов.
Выдвижение гипотез и их обоснование
- Постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества;
постановка вопросов;
управление поведением партнера;
умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
планирование; контроль; коррекция; оценка.
Личностные
самоопределение
смыслообразование нравственно-этическая ориентация
|
природными материалами.
несъедобными семенами растений
деталей пластилином.
|
аппликацию из засушенных растений
мозаику из семян.
сказочных героев из природного материала
|
3. Конструирование и моделирование.
|
Изделие, деталь изделия.
Конструкция изделия.
Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная), соединение подвижное.
Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликация из геометрических фигур и пр.)
|
7
|
Познавательные
- Общеучебные:
выбор эффективных способов решения задач.
структурирование знаний
рефлексия
- Логические:
анализ;
синтез;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- Постановка и решение проблемы:
Самостоятельное создание способов решения проблем.
Регулятивные
планирование;
контроль;
оценка;
коррекция.
Личностные
самоопределение
смыслообразование
|
аппликации
мозаики.
складыванием.
из бумажных полос.
работы с иглами и ножницами
складыванием.
|
мозаику из мятой бумаги.
мозаику из рваной бумаги
симметричное вырезание
аппликацию из бумажных полос.
общее пространственное расположение, пропорции, цвет
развёртку.
Выполнять
технику «гармошка».
Выполнять
аппликацию из геометрических фигур.
|
|
Всего
|
33
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по технологии для 1 класса
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Основные виды деятельности
|
|
план
|
факт
|
|
Что нас окружает? (4 часа)
|
|
-
|
|
|
Что ты видишь вокруг?
Экскурсия
|
1
|
Уметь классифицировать предметы по признакам-природные и рукотворные.
|
|
-
|
|
|
Мир природы. Экскурсия
|
1
|
Знать какое значение имеет природа в жизни человека.
|
|
-
|
|
|
Мир рукотворный.
|
1
|
Уметь различать, что сделано руками человека, а что природой
|
|
-
|
|
|
Окружающий мир надо беречь. Экскурсия
|
1
|
Знать правила поведения в природе, уметь соблюдать
|
|
КТО ГДЕ ЖИВЕТ (4 часа)
|
|
-
|
|
|
Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? Экскурсия
|
1
|
Знать какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища
|
|
-
|
|
|
Если хочешь – сделаешь.
|
1
|
Уметь работать в коллективе. Уметь выполнять общественно важные поручения по благоустройству школьной территории.
|
|
-
|
|
|
Готовим праздник.
|
1
|
Знать, чем порадовать именинника. Уметь работать в коллективе.
|
|
-
|
|
|
Подари сказку «Колобок»
|
1
|
Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала. Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов.
|
|
АЗБУКА МАСТЕРСТВА ( 7 часов)
|
|
-
|
|
|
Из чего сделан рукотворный мир?
|
1
|
Уметь работать с пластилином, организовывать свое рабочее место
|
|
-
|
|
|
Подсказывает природа.
|
1
|
|
|
-
|
|
|
Как устроены разные изделия?
|
1
|
Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала. Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов.
|
|
-
|
|
|
Целое и части. Изделие и его детали.
|
1
|
Знать термин «конструкция», уметь разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания. Уметь подбирать инструмент и материалы, знать этапы работы.
|
|
-
|
|
|
Шаг за шагом.
|
1
|
Оценивать правильность выполнения заданий. Знать этапы работы.
|
|
-
|
|
|
Что можно сделать из бумаги, а что – из ткани?
|
1
|
Уметь классифицировать материалы по видам. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
|
|
-
|
|
|
Как соединить детали?
|
1
|
Оценивать правильность выполнения заданий. Знать этапы работы.
|
|
РАБОТАЕМ С БУМАГОЙ (2 часа)
|
|
-
|
|
|
Что можно сделать из бумаги?
|
1
|
Исследовать доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.). Знать свойства бумаги, способы наклеивания, знать и выполнять технику безопасности при работе с ножницами, клеем.
|
|
-
|
|
|
Учимся наклеивать детали
|
1
|
Знать свойства бумаги, способы наклеивания, технику безопасности при работе с ножницами, клеем.
|
|
Помощники мастера (4 часа)
|
|
|
|
1
|
-
|
|
|
Зачем человеку нужны помощники
|
1
|
Знать свойства бумаги, способы наклеивания, технику безопасности при работе с ножницами, клеем.
|
|
-
|
|
|
Познакомимся с ножницами
|
1
|
Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу. Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи
|
|
-
|
|
|
Фантазии из бумаги
|
|
Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.
|
|
-
|
|
|
Почему ножницы разные? Семья режущих инструментов
|
|
Выполнять технику безопасности при работе с ножницами, клеем.
|
|
Сначала рисуем (3 часа)
|
|
-
|
|
|
С кем линии дружат?.
|
1
|
Уметь различать и чертить линии различной конфигурации, выполнять аппликацию из ниток.
|
|
-
|
|
|
Какие бывают линии?
|
1
|
Знать приемы плетения ниток на бумажной основе.
|
|
-
|
|
|
Путь - дорожка
|
1
|
Уметь работать с шаблоном. Выполнять технику безопасности при работе с ножницами, клеем.
|
|
Много и ровно ( 4 часа)
|
|
|
|
1
|
-
|
|
|
Размечаем круги.
|
1
|
Знать термин «шаблон», приемы наклеивание, приемы сгибания как способ разметки.
|
|
-
|
|
|
Размечаем прямоугольники.
|
1
|
Знать термин «шаблон», приемы наклеивание, приемы сгибания как способ разметки.
|
|
-
|
|
|
Размечаем треугольники.
|
1
|
Уметь различать геометрические фигуры и наклеивать их.
|
|
-
|
|
|
Без инструментов.
|
1
|
Уметь работать в технике «оригами»
|
|
Работаем с тканью (5 часов)
|
|
-
|
|
|
Иглы и булавки.
|
1
|
Соблюдать технику безопасности. Знать различные виды игл и их строение, способы ремонта книг.
|
|
-
|
|
|
Прямая строчка и ее дочка
|
1
|
Уметь соединять детали разными приемами, вдевать нитку в иголку, делать прямую строчку.
|
|
-
|
|
|
Учимся красиво вышивать.
|
1
|
Уметь выполнять прямую строчку, вышивать ею контур.
|
|
-
|
|
|
Хитрые узелки.
|
1
|
Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.
|
|
-
|
|
|
Учимся беречь книги.
|
1
|
Знать способы ремонта книг.
|
|
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
- О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
- О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
- О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
- Что такое деталь (составная часть изделия);
- Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- Какое соединение деталей называют неподвижным;
- Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
- Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
- Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
Уметь:
- Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- Различать материалы и инструменты по их назначению;
- Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
- Использовать для сушки плоских изделий пресс;
- Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
- Прогнозировать получение практических результатов;
Под контролем учителя:
- Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;
- Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
При помощи учителя:
- Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество(точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по предмету «Технология».
1.методические пособия:
1.Учебник «Технология». 1 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2010г.
2.Рабочая тетрадь «Ступеньки к мастерству». 1 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2010 г.
3.Методическое пособие для учителя «Технология». 1класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2010 г.
В авторскую программу изменения не
2.Электронные носители:
1. Презентации к урокам
2. Видеофрагменты и др. информационные объекты, отражающие темы курса математика
3. Материалы к урокам по УМК "Начальная школа XXI века" http://www.openclass.ru/node/141821
- Инструменты и приспособления
1.Ножницы в футляре.
2.Иголка в игольнице.
3.Цветная бумага,
4.Цветной картон.
-
6.Цветные нитки.
-
8. Простой карандаш
4.Технические средства обучения
1.Компьютер;
2.Мультимедийный проектор;
3.Подвесной экран;
5. Оборудование класса
1.Ученические столы двуместные с комплектом стульев;
2.Стол учительский ;
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
4.Классная доска.
|