Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа
[ Скачать с сервера (47.3 Kb) ] 24.08.2014, 12:42

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Технология» в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»

 Пояснительная записка

  Рабочая    программа   учебного предмета  « Технология»  для 1 класса  разработана:

·             в соответствии с  требованиями федерального  государственного  образовательного стандарта начального общего образования  второго поколения;

·             на основе авторской программы  Е. А. Лутцевой «Технология»,   приведённой  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования .

 

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Эти общие понятия отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями.

Цель: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

В связи с этим, задачами курса являются:

  • Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).
  • Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.
  • Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
  • Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями.
  • Расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Содержание курса рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к  познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.

 

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

   Общая характеристика предмета «Технология»

Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаюпонимаюмогу.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, – продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.

В программе курса предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (ниток, сутажа, веревки), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.

В программу курса вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности.

Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

   Место курса в учебном плане

Согласно базисному ( образовательному ) плану всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч , из них в первом классе 33 ч ( 1 ч в неделю , 33 учебные недели ) .

  Ценностные и межпредметные ориентиры курса «Технология»

Математика – моделирование ( преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде,         мысленная трансформация объектов и пр.) , выполнение расчетов вычислений , построение форм с учетом основ геометрии ; работа с геометрическими фигурами, телами , именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера , природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально- культурной среды обитания. Изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности ( описание конструкции изделия , материалов и способов их обработки , сообщение о ходе действий и построении плана деятельности , построение логических связанных высказываний в рассуждениях , обоснованиях , формулировании выводов ).

  Литературное чтение – работа с текстами для создания образа , реализуемого в изделии.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

Содержательная линия

Учебный материал

Кол -во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные деятельности

Предметные

Знать

Уметь

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и быта.

Человек – творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды.

Ремёсла. Мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности.

Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

Соблюдение при работе безопасных приёмов труда.

Выражение связи человека и природы через предметную среду, декоративно-прикладное искусство.

Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.)

Машины и механизмы – помощники человека.

Проблемы экологии.

Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевой гармонии)

Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым.

Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом (открытки, сувениры, подарки и т.п.).

Животные в доме (уход за животными).

11

Познавательные

1.

поиск необходимой информации;

произвольное построение речевого высказывания;

2.

анализ;

синтез;

классификация объектов.

  Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

владение монологической и диалогической речью.

Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

  • Наблюдать

сравнивать, делать простейшие обобщения;

  • передавать

смысловые связи между предметами; выражать  свои  чувства, настроение

  • о роли и месте

человека в окружающем ребенка мире;

  • о созидательной,

творческой деятельности человека и природе как   источнике его вдохновения;

  • о человеческой

деятельности утилитарного и эстетического характера;

  • о некоторых

профессиях, о силах  природы, их пользе и опасности для человека;

  • когда деятельность

человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

 самостоятельно

выполнять  композицию  иллюстрации, выделять и узнавать  главное

  • передавать

свои  наблюдения  и  переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в   поделках смысловые связи между предметами

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.

Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.

Подготовка материалов к работе.

Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для достижения различных декоративно-художественных эффектов.

Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений.

Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций.

Подбор материалов и инструментов. Разметка (на глаз, по шаблону, копированием).

Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное).

Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.)

Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема.

Линии чертежа.

Разметка с опорой на доступные графические изображения.

15

Познавательные

  1. Общеучебные:

поиск и выделение необходимой информации;

моделирование

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

  1. Логические:

анализ;синтез;

сравнение, классификация объектов.

Выдвижение гипотез и их обоснование

  1. Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества;

постановка вопросов;

управление поведением  партнера;

умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

планирование; контроль; коррекция; оценка.

Личностные

самоопределение

смыслообразование нравственно-этическая ориентация

  • технику работы с

природными материалами.

  • правила  работы  с

несъедобными  семенами  растений

  • приёмы соединения

деталей пластилином.

  • выполнять

аппликацию из засушенных растений

  • выполнять

мозаику  из  семян.

  • Изготавливать

сказочных героев из природного материала

3. Конструирование и моделирование.

Изделие, деталь изделия.

Конструкция изделия.

Конструкция изделия (разъёмная, неразъёмная), соединение подвижное.

Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами, аппликация из геометрических фигур и пр.)

 7

Познавательные

  1. Общеучебные:

выбор эффективных способов решения задач.

структурирование знаний

рефлексия

  1. Логические:

анализ;

синтез;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  1. Постановка и решение проблемы:

Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

планирование;

контроль;

оценка;

коррекция.

Личностные

самоопределение

смыслообразование

  • технику  выполнения

аппликации

  • технику  выполнения

мозаики.

  • приёмы разметки

складыванием.

  •  приёмы плетения

из бумажных полос.

  • правила безопасной

работы с иглами и ножницами

  • приёмы разметки

складыванием.

  • выполнять

мозаику  из  мятой  бумаги.

  • выполнять

мозаику  из  рваной  бумаги

  • выполнять

симметричное вырезание

  • выполнять

аппликацию из бумажных полос.

  • изображать форму,

общее пространственное расположение, пропорции, цвет

  • чертить

развёртку.

Выполнять

технику «гармошка».

Выполнять

аппликацию из геометрических фигур.

 

Всего

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по технологии для   1 класса

 

 

 

     №

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности

 

план

факт

 

Что нас окружает? (4 часа)

 

  1.  

 

 

Что ты видишь вокруг?

Экскурсия

1

Уметь классифицировать предметы по признакам-природные и рукотворные.

 

  1.  

 

 

Мир природы. Экскурсия

1

Знать какое значение имеет природа в жизни человека.

 

  1.  

 

 

Мир рукотворный.

 

 

1

Уметь различать, что сделано руками человека, а что природой

 

  1.  

 

 

Окружающий мир надо беречь. Экскурсия

1

Знать правила поведения в природе, уметь соблюдать

 

КТО ГДЕ ЖИВЕТ  (4 часа)

 

  1.  

 

 

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? Экскурсия

1

Знать какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным  нужны жилища

 

  1.  

 

 

Если хочешь – сделаешь.

1

Уметь работать в коллективе. Уметь выполнять общественно важные поручения по благоустройству школьной территории.

 

  1.  

 

 

Готовим праздник.

1

Знать, чем порадовать именинника. Уметь работать в коллективе.

 

  1.  

 

 

Подари сказку «Колобок»

1

Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала. Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов.

 

АЗБУКА   МАСТЕРСТВА ( 7 часов)

 

  1.  

 

 

Из чего сделан рукотворный мир?

1

Уметь работать с пластилином, организовывать свое рабочее место

 

  1.  

 

 

Подсказывает природа.

1

 

 

  1.  

 

 

Как устроены разные изделия?

1

Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала. Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов.

 

  1.  

 

 

Целое и части. Изделие и его детали.

1

Знать термин «конструкция», уметь разбирать  на детали способом развинчивания и свинчивания. Уметь подбирать инструмент и материалы, знать этапы работы.

 

  1.  

 

 

Шаг за шагом.

1

Оценивать правильность выполнения заданий. Знать этапы работы.

 

  1.  

 

 

Что можно сделать из бумаги, а что – из ткани?

1

Уметь классифицировать материалы по видам. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизве­стного, прогнозировать получение практических результатов в зависи­мости от характера  выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

 

  1.  

 

 

Как соединить детали?

1

Оценивать правильность выполнения заданий. Знать этапы работы.

 

РАБОТАЕМ С БУМАГОЙ (2 часа)

 

  1.  

 

 

Что можно сделать из бумаги?

1

Исследовать  до­ступные материалы: их виды, фи­зические свойства (цвет, фактуру, форму и др.). Знать свойства бумаги, способы наклеивания, знать и выполнять технику безопасности  при работе с ножницами, клеем.

 

  1.  

 

 

Учимся наклеивать детали

1

Знать свойства бумаги, способы наклеивания, технику безопасности  при работе с ножницами, клеем.

 

Помощники мастера (4 часа)

 

 

 

1

  1.  

 

 

Зачем человеку нужны помощники

1

Знать свойства бумаги, способы наклеивания, технику безопасности  при работе с ножницами, клеем.

 

  1.  

 

 

Познакомимся с ножницами

1

Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу. Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставлен­ной конструкторско-технологической задачи

 

  1.  

 

 

Фантазии из бумаги

 

Воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблю­дая приемы безопасного и рацио­нального труда.

 

  1.  

 

 

Почему ножницы разные? Семья режущих инструментов

 

 Выполнять технику безопасности  при работе с ножницами, клеем.

 

Сначала рисуем (3 часа)

 

  1.  

 

 

С кем  линии дружат?.

 

1

Уметь различать  и чертить  линии различной конфигурации, выполнять аппликацию из ниток.

 

  1.  

 

 

Какие бывают линии?

1

Знать приемы плетения ниток на бумажной основе.

 

  1.  

 

 

Путь - дорожка

1

Уметь работать с шаблоном. Выполнять технику безопасности  при работе с ножницами, клеем.

 

Много и ровно ( 4 часа)

 

 

 

1

  1.  

 

 

Размечаем круги.

 

1

Знать термин «шаблон», приемы наклеивание, приемы сгибания как способ разметки.

 

  1.  

 

 

Размечаем прямоугольники.

1

Знать термин «шаблон», приемы наклеивание, приемы сгибания как способ разметки.

 

  1.  

 

 

Размечаем треугольники.

1

Уметь  различать геометрические фигуры и наклеивать их.

 

  1.  

 

 

Без инструментов.

1

 Уметь работать в технике «оригами»

 

Работаем с тканью (5 часов)

 

  1.  

 

 

Иглы и булавки.

1

 Соблюдать технику безопасности. Знать различные виды игл и их строение, способы ремонта книг.

 

  1.  

 

 

Прямая строчка и ее дочка

1

Уметь соединять детали разными приемами, вдевать нитку в иголку, делать прямую строчку.

 

  1.  

 

 

Учимся красиво вышивать.

1

Уметь выполнять прямую строчку, вышивать ею контур.

 

  1.  

 

 

Хитрые узелки.

1

Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

 

  1.  

 

 

Учимся беречь книги.

1

Знать способы ремонта книг.

 

 

 

Планируемые результаты обучения

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Иметь представление:

  • О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  • О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  • О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
  • О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

Знать:

  • Что такое деталь (составная часть изделия);
  • Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
  • Какое соединение деталей называют неподвижным;
  • Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
  • Последовательность изготовления несложных  изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  • Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

  • Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • Различать материалы и инструменты по их назначению;
  • Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
  • Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  • Использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
  • Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
  • Прогнозировать получение практических результатов;

Под контролем учителя:

  • Организовывать рационально  рабочее место в соответствии с используемым материалом;
  • Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

При помощи учителя:

  • Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество(точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.

            При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по предмету «Технология».

1.методические пособия:

1.Учебник «Технология». 1 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2010г.

2.Рабочая тетрадь  «Ступеньки к мастерству». 1 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2010 г.

3.Методическое пособие для учителя «Технология». 1класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2010 г.

В авторскую программу изменения не

2.Электронные носители:

    1. Презентации к урокам

    2. Видеофрагменты и др. информационные объекты, отражающие темы курса математика

                  3. Материалы к урокам по УМК "Начальная школа XXI века"  http://www.openclass.ru/node/141821

  1. Инструменты и приспособления

1.Ножницы в футляре.

2.Иголка в игольнице.

3.Цветная бумага,

4.Цветной картон.

  1.  

6.Цветные нитки.

  1.  

8. Простой карандаш

               4.Технические средства обучения

1.Компьютер;

2.Мультимедийный проектор;

3.Подвесной экран;

5. Оборудование класса

1.Ученические столы двуместные с комплектом стульев;

2.Стол учительский ;

3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;

4.Классная доска.

Категория: Мои файлы | Добавил: Буренко
Просмотров: 292 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: