РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
/ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2012./
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Задачи курса:
- воспитание любви к своему селу, к своей Родине,
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе- 66ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2.3,4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе)
Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка
природы.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ1 класс
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Что у нас над головой?
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.\
Кто работает ночью.
Что у нас под ногами?
Зачем люди трудятся.
Кто работает на транспорте.
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Изучение свойств снега и льда.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
Формы и средства контроля
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
Формы контроля
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- тестовые задания
Оценка достижений учащихся.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
- деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
- статистические данные;
- работы учащихся;
- результаты тестирования.
Методы оценивания:
- наблюдение,
- открытый ответ,
- краткий ответ,
- выбор ответа,
Содержание курса
№ Содержательная линия
ная линия
|
Учебный материал
|
Кол-во часов
|
Требования ФГОС
Планируемые результаты
|
Универсальные учебные действия
|
Предметные
|
Знать
|
Уметь
|
1. Ты- первоклассник
|
Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак,
|
6 ч
|
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
|
Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак,
|
- выполнять правила поведения;
- применять правила дорожного движения;
|
2.Я и другие люди
|
Правила общения, дружеские отношения
|
5 ч
|
Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения.
|
- использовать в процессе общения основные правила этикета;
- строить диалог со взрослыми и сверстниками;
|
3. Твоё здоровье
|
Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика.
|
7 ч
|
Ориентировка в понятиях и терминах : здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика.
|
- соблюдать правила гигиены;
|
4.Мы и вещи
|
Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение
|
4 ч
|
Ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность.
|
- выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда
|
5.Родная природа
|
Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга
|
24 ч
|
Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга.
|
- различать живую и неживую природу;
- различать сезонные изменения в природе;
- ухаживать за комнатными растениями;
- различать виды животных
|
6. Родная страна
|
Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество
|
20 ч
|
Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия.
|
- рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
- знать название своего города, страны, столицы;
- знать символику страны;
- знать полное имя, домашний адрес;
|
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса
№ п/п
|
Дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Основные виды деятельности
|
План.
|
Факт.
|
Введение (1 час)
|
-
|
|
|
Этот удивительный мир
|
1
|
Группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам.
Приводить примеры объектов окружающего мира, характеризующие их отличительные свойства...
|
Ты - первоклассник. (3 часа)
|
-
|
|
|
Давай познакомимся
|
1
|
Строить логические цепи рассуждения: имя, фамилия, отчество, ласковое имя, любимое занятие, название своего села, страны, столицы, домашний адрес.Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
|
-
|
|
|
Мы – школьники. Экскурсия по школе.
|
1
|
Познакомиться с правилами поведения в школе. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе.
|
-
|
|
|
Правила поведения в школе
|
1
|
Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их.
|
Родная природа (3 часа)
|
-
|
|
|
Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в рощу.
|
1
|
Пересказывать и понимать тексты о природе. Характеризовать признаки времен года. Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам.
|
-
|
|
|
Что нам осень подарила. Практическая работа. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
|
1
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Характеризовать признаки времён года. Исследовать дары осени
|
-
|
|
|
Грибная пора
|
1
|
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).
|
Родная страна. (4 часа.)
|
-
|
|
|
Семья.
|
1
|
Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность).
Поддерживать семейные традиции.
|
-
|
|
|
О маме
|
1
|
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
|
-
|
|
|
Любимые занятия.
|
1
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять.Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Подготовить рассказ о своих любимых занятиях
|
-
|
|
|
Воскресный день.
|
1
|
Приводить примеры о ведении общего хозяйства, обязанностях членов семьи; заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Работать с текстом и иллюстрациями учебника.
|
Мы и вещи (2 часа.)
|
-
|
|
|
Как из зерна получилась булка
|
1
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию .Рассуждать о профессиях, связанных с сельским хозяйством.Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда
|
-
|
|
|
Человек и домашние животные
|
1
|
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие. Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).
|
Родная природа (2 часа)
|
-
|
|
|
Октябрь уж наступил. Экскурсия «Что у нас под ногами?»
|
1
|
Описывать сезонные изменения в природе.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.
|
-
|
|
|
Явления природы. Практическая работа. Распознавание листьев различных деревьев.
|
1
|
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
|
Я и другие люди . (2 часа.)
|
-
|
|
|
Где ты живешь. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
|
1
|
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях села. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.
|
-
|
|
|
Правила поведения на дорогах.
|
1
|
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Анализировать ситуации во время экскурсии по городу (району): безопасное поведение на дороге.
Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.
|
Мы и вещи (2 часа)
|
-
|
|
|
Ты и вещи
|
1
|
Уметь ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами; убирать учебное место после занятий.
|
-
|
|
|
Кто работает ночью. Экскурсия в пожарную часть.
|
1
|
Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
|
Ты и твоё здоровье (4 часа)
|
-
|
|
|
Что такое здоровье
|
1
|
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.
|
-
|
|
|
Правила гигиены.Практическая работа. «Простейшие правила гигиены.»
|
1
|
Характеризовать основные функции органов чувств Анализировать основные правила здорового образа жизни.
|
-
|
|
|
О режиме дня
|
1
|
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
|
-
|
|
|
Урок в спортивном зале
|
1
|
Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.Работать в группах по составлению режима дняОпределять время по часам с точностью до часа. Оценивать, в какой мере выполняется режим дня.
|
Родная природа (3 часа.)
|
-
|
|
|
Ноябрь – зиме родной брат.
|
1
|
Характеризовать признаки времен года.Описывать сезонные изменения в природе.Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.Пересказывать и понимать тексты о природе.
|
-
|
|
|
Звери – млекопитающие
|
1
|
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.
Пересказывать и понимать тексты о природе.
|
-
|
|
|
Что мы знаем о птицах
|
1
|
Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
|
Родная страна. (4 часа.)
|
-
|
|
|
Родной край
|
1
|
Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион.
|
-
|
|
|
Дом, в котором ты живешь
|
1
|
Уметь называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности.
|
-
|
|
|
Экскурсия в библиотеку.
|
1
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов трудаМоделировать профессиональные ситуации
|
-
|
|
|
Зачем люди трудятся.
|
1
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда
Моделировать профессиональные ситуации
|
Родная природа (2 часа.)
|
-
|
|
|
«В декабре, в декабре все деревья в серебре…» Практическая работа. «Что общего у разных растений?»
|
1
|
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения.
Пересказывать и понимать тексты о природе.
|
-
|
|
|
Какой бывает вода? Практическая работа. «Изучение свойств снега и льда.»
|
1
|
Характеризовать свойства воды.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды.
|
Я и другие люди (3 часа.)
|
-
|
|
|
О дружбе.
|
1
|
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном.
|
-
|
|
|
Идем в гости
|
1
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию
Моделировать ситуацию похода в гости.
Различать формы поведения в гостях
|
-
|
|
|
С наступающим Новым годом!
|
1
|
Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
|
Родная природа (3 часа)
|
-
|
|
|
Январь – году начало, зиме середина
|
1
|
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Пересказывать и понимать тексты о природе.
|
-
|
|
|
Хвойные деревья. Сравнительное исследование сосны и ели.
|
1
|
Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям). Делать выводы.
|
-
|
|
|
Жизнь птиц.
|
1
|
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности). Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
|
Родная страна. (4 часа)
|
-
|
|
|
Наша страна – Россия
|
1
|
Уважать, узнавать и описывать государственные символы.
Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России. Объяснять основные изображения Государственного герба России.
|
-
|
|
|
Богата природа России
|
1
|
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.
|
-
|
|
|
Мы – россияне
|
1
|
Уважать и описывать обычаи народов России.
Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.
|
-
|
|
|
Народная сказка
|
1
|
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию .Анализировать литературные сказки, различать авторские от народных.
|
Родная природа (3 часа)
|
-
|
|
|
Февраль – месяц метелей и вьюг
|
1
|
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Описывать сезонные изменения в природе.
|
-
|
|
|
Звери – млекопитающие. Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки для птиц.»
|
1
|
Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.
|
-
|
|
|
Наш уголок природы. Практическая работа. «Знакомство с комнатными растениями.»
|
1
|
Анализировать влияние современного человека на природу,
Оценивать примеры зависимости благополучия жизни от состояния природы. Моделировать ситуацию ухода за домашними животными.
|
Родная страна. (4 часа)
|
-
|
|
|
Мы – граждане России
|
1
|
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Отвечать на итоговый вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
-
|
|
|
О правилах поведения
|
1
|
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
|
-
|
|
|
23 февраля – День защитника Отечества
|
|
Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
|
-
|
|
|
8 Марта – праздник всех женщин
|
1
|
Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость.
Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
|
Родная природа (1час)
|
-
|
|
|
Март – капельник. Практическая работа. «Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.»
|
1
|
Характеризовать признаки времен года. Проводить групповые наблюдения.
Пересказывать и понимать тексты о природе.
|
Ты и твоё здоровье (3 часа)
|
-
|
|
|
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
|
1
|
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
|
-
|
|
|
Здоровая пища. Режим питания.
|
1
|
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
|
-
|
|
|
Какое бывает настроение
|
1
|
Чувства и эмоции. Учимся владеть собой.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.
|
Родная природа (2час)
|
-
|
|
|
Апрель – водолей.
|
1
|
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.
|
-
|
|
|
Времена года.
|
1
|
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Пересказывать и понимать тексты о природе.
|
Родная страна. (4 часа)
|
-
|
|
|
Весенние работы
|
1
|
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Выращивание растения в группе (из семя, листа).
|
-
|
|
|
Экскурсия в авто гараж.
|
1
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию Оценивать яркое проявление профессионального мастерства и результатов труда. Моделировать профессиональные ситуации
|
-
|
|
|
Кто работает на транспорте
|
1
|
Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Знать профессии людей, связанных с транспортом
|
-
|
|
|
День космонавтики
|
1
|
Уметь активно работать самостоятельно, в команде, проявлять творчество и находчивость. Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
|
Родная природа (4 час)
|
-
|
|
|
Май весну завершает, лето начинает.
|
1
|
Характеризовать признаки времен года.
Описывать сезонные изменения в природе.
|
-
|
|
|
Жизнь земноводных весной
|
1
|
Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек).Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (на реке и озере).
|
-
|
|
|
Животное – живое существо
|
1
|
Анализировать влияние современного человека на природу.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
|
-
|
|
|
Природе нужны все!
|
1
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять
Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию
|
Ты - первоклассник. (3 часа.)
|
-
|
|
|
Скоро лето.
|
1
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию
|
-
|
|
|
Ты - пешеход
|
1
|
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.
|
-
|
|
|
Урок-экзамен
|
1
|
Самоконтроль и самооценка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Окружающий мир»
- Печатные средства обучения:
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-2 классы: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: М.: Вентана-Граф,2014.
2.Технические средства обучения:
- Компьютер
- Проектор.
- Подвесной экран
- Цифровой фотоаппарат.
3.Наглядные пособия:
- Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 1 класс».
- Набор предметных картинок.
- Таблица «Правильная осанка».
4.Информационно-коммуникативные средства:
- Презентации к урокам
- Видеофрагменты и др. информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир
5.Раздаточный материал, карточки, тесты
6.Оборудование класса
1.Ученические столы двуместные с комплектом стульев
2.Стол учительский
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
4.Классная доска
|