Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Домисолька»
[ Скачать с сервера (59.3 Kb) ] 20.11.2015, 20:33

Пояснительная записка      

Программа внеурочной деятельности «Домисолькак»  для 2 класса разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом   начального  общего образования 2011 года в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности  учащихся, на основе:

·      Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

·      Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

·      Базисного учебного плана МБОУ «Большекрепинская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

·      Образовательной программы МБОУ «Большекрепинская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

·      Положения о рабочей программе МБОУ «Большекрепинская СОШ»

Устава МБОУ «Большекрепинская СОШ»   

Общая характеристика курса

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит внеурочной деятельности вокального и хорового пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству. 
В программе «Домисолька» органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами, и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.  В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива. 

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.      

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос. Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.

Направленность программы внеурочной деятельности «Домисолька» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной.

         В  основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

 Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают  следующие художественно-педагогические принципы обучения:

- духовность;

-личностное ориентирование;

  -образность;

-интерес и увлечённость;

-связь с жизнью;

-креативность;

-эмоциональное насыщение;

-вариативность и свобода выбора.

-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.

 При планировании работы (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:

- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи  внеурочной  деятельности:

  • Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
  • Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
  • Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
  • Развивать творческие способности младших школьников.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной  деятельности:

- сольное  и ансамблевое пение;

- слушание различных интерпретаций исполнения;

-  пластическое интонирование;

-  элементов импровизации;

- движения под музыку;

- элементы театрализации.  

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи);

- наглядно – зрительный (мультимедиа);

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация);

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);

- методические ошибки.

  Организация образовательного процесса

  • Срок реализации программы – 1 год.
  • Направление программы: художественно – эстетическая.
  • Программа рассчитана на детей от 8-9 лет.
  • Вид детской группы: профильная.
  • Состав: постоянный.
  • Набор: свободный.
  • Категории участников: обучающиеся 2 класса, родители обучающихся, классный руководитель.

Место предмета в учебном плане

Общий объём времени в базисном образовательном плане МБОУ «Большекрепинская СОШ», на занятие  внеурочной деятельности во 2  классе  отводится  34  часа  в  год  ( 34  учебные недели  по  1  часу  в  неделю  )

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Содержание программы 

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

1.Введение. Летние впечатления.- 1 час

Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.

Форма.Занятие- беседа..

2.Звуки и краски голоса.-2 часа

Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.

Форма. Занятие – исследование.

3.Озорные песенки из мультфильмов.- 2 часа

Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.

Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность).

Музыкальные инструменты.-2 часа

Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века. Форма.Занятие – погружение, исследование.

4.  Танцуют и поют все дети!- 3 часа

Содержание. Беседа «Искусство танца».Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего.

Форма.Комплексное занятие.

5. Осень: поэт, художник, композитор— 2 часа

Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.

Форма.Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

6. Народная музыка, её разновидности.- 4 часа

Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.

Форма.Занятие- путешествие (игровая деятельность).

7.Песни детских кинофильмов.-2 часа

Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».Форма.Занятие – путешествие (игровая деятельность).

8. Зима: поэт, художник, композитор.– 3 часа

Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.

Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

9. Новогодний калейдоскоп.-2 час

Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.

Форма. Комплексно – интегрированное занятие.

10. Весна: поэт, художник, композитор. – 3 часа

Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.

Форма.Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).

11. Образ Родины в музыке русских композиторов.- 4 часа

Содержание. Воспитаниечувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».

Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.

12. Маленькая страна – школа моя.-1 час

Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.

Форма. Комплексное занятие.

Ценностные ориентиры содержания 

Внеурочная деятельность, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Категория: Мои файлы | Добавил: Буренко
Просмотров: 900 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: